Главная Новости Новости «Надо помнить о них и дружить…»

«Надо помнить о них и дружить…»

alt       С первых дней Великой Отечественной войны развернулась ожесточенная борьба за господство в воздухе. Наивысшего накала она достигла в ходе Курской битвы. 3десь военные сражения и бои шли с невиданным размахом. В орловской наступательной операции «Кутузов» принимали участие многие истребительные авиадивизии, дальняя авиация. Координацию их действий осуществляли командующий военно-воздушными силами Красной Армии А. А. Новиков и его заместители — генералы Г. А. Ворожейкин и С. А. Худяков. С воздуха 11-ю гвардейскую армию под командованием И. X. Баграмяна, воевавшую на Орловщине, поддерживала авиация 1-й воздушной армии генерала М. М. Громова. В ее составе сражался и знаменитый авиаполк «Нормандия» (позднее «Нормандия - Неман»).

     Еще в марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить группу лётчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии.

       Весной 1942 года в Ливане, на авиабазе «Раяк» по инициативе французских патриотов-летчиков была сформирована истребительная группа. 16 сентября 1942 г. по желанию личного состава и приказом командующего ВВС «Сражающейся Франции» генерала Валена истребительной авиагруппе №3 было присвоено наименование "Нормандия". Эскадрилья приняла герб провинции Нормандия — квадрат красного цвета с двумя золотистыми львами.

       25 и 26 ноября 1942 г. личный состав авиагруппы получил визы для въезда в СССР. Первые французы, среди которых было 14 летчиков и 58 авиамехаников, прибыли на советскую землю 28 ноября 1942 года. Летчиков разместили на запасном аэродроме у города Иваново, где они приступили к изучению русского языка и советских самолетов ЯК-7Б и ЯК-1. 4 декабря они были зачислены в состав советских военно-воздушных сил как авиаэскадрилья "Нормандия". С 1 апреля 1943 года французы участвуют в боевых действиях, состав их постоянно пополняется. Появляются и первые потери: с 13-го боевого задания не вернулись Андре Бизьен, Андре Познанский, Раймон Дервиль. С 23 мая 1943 года эскадрилья входит в состав 18-го гвардейского истребительного авиационного полка и базируется на аэродроме у деревни Хатенки Калужской области, недалеко от Оптиной Пустыни.

       5 июля 1943 года эскадрилья преобразована в полк «Нормандия», в состав которого входили уже три эскадрильи, носившие названия трёх главных нормандских городов: «Руан», «Гавр» и «Шербур».

       Первым командиром полка "Нормандии" стал майор Жан-Луи Тюлян, летчик-ас. Молодой офицер с безукоризненной строевой выправкой был потомственным авиатором. Герой Советского Союза Б. А. Смирнов, инспектирующий лётчиков «Нормандии», позднее напишет: «Жан-Луи Тюлян был опытным пилотом, летал на многих типах самолётов. Среднего роста, стройный, с тонкими, по-мужски красивыми чертами лица, он держался со всеми просто, но с достоинством. Тюляну было 35 лет, но выглядел он значительно моложе. Когда улыбался, его лицо выражало доброту, но порой взгляд становился проницательным, и казалось, что он читает мысли собеседника. В эскадрилье Тюлян пользовался огромным уважением. Худой, жилистый, с вечно блуждающей улыбкой, он всегда торопил время...».

       10 июля 1943 года соединения 1-й, 155-й и 16-й воздушных армий начали массированные боевые действия в орловском небе. Особого накала бои достигли к середине июля. Основными направлениями действий авиаполка «Нормандия» были район г. Болхова, дорога Болхов — Орел, район села Красникова, ныне Знаменского района. Летчики "Нормандии" делали за день по 3-4 вылета каждый. Только за неделю французы сбили в воздушных боях 20 вражеских самолетов.alt

       Но война не бывает без потерь. 14 июля погиб младший лейтенант Жан де Тереско, 16-го погибли заместитель командира Альбер Литольф, Ноэль Кастелен и Адриен Бернавон, 17 июля не вернулись с боевого задания младший лейтенант Фирмин Вермейль и командир "Нормандии" — майор Жан-Луи Тюлян.

       Вечером Тюлян вылетел во главе девятки истребителей Як-1 и Як-9 на сопровождение самолетов Ил-2, направлявшихся на штурмовку колонн противника на шоссе Болотово - Орёл. Это был пятый боевой вылет за день. В районе д. Каменки была обнаружена группа из 10 истребителей противника FW-180. Завязался воздушный бой. Самолет Жана-Луи Тюляна был атакован фашистами.

       Тюлян храбро сражался с ненавистными врагами, но был сбит. Гитлеровцы строго настрого запретили его хоронить. Супруги Петр Иванович и Варвара Игнатьевна Прохоровы тайно захоронили останки летчика на сельском кладбище, на высоком берегу речушки Каменки.

       Гибель Тюляна потрясла всю эскадрилью - Жан был не только её командиром, но и её душой. За период своего недолгого пребывания на Советско-Германском фронте, Жан-Луи Тюлян одержал в воздушных боях 3 победы. За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, командир эскадрильи "Нормандия" майор Жан-Луи Тюлян посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

      В 1960 году кружок юных краеведов Орловской областной станции юных туристов вместе с методистом Галиной Владиславовной Малюченко решил заняться поиском мест гибели французских пилотов. Помощь ребятам оказал ответственный секретарь Советского комитета ветеранов войны Герой Советского Союза Алексей Маресьев, воевавший в 1943 г. под Мценском. Были установлены места гибели и захоронения майора Жан-Луи Тюляна у деревни Каменка (Башкатовского сельского поселения) Мценского района. В 1964 г. прах первого командира полка «Нормандия» Жана Луи Тюляна был перезахоронен на Введенском кладбище в г. Москве.

       В 2012 году памятный знак на месте гибели Жана Луи Тюляна и место первого его захоронения у д. Каменка посетили Франсуа Тюлян-Монслей, сын легендарного командира эскадрильи «Нормандия», и члены его семьи, а также подполковник Матье Эвен, военно-воздушный атташе при посольстве Франции в Российской Федерации.

       В 2015 году 17 июля - в день гибели легендарного французского летчика, первого боевого командира эскадрильи «Нормандия» у деревни Каменка состоялось торжественное открытие реконструированного памятного знака. В этом мероприятии приняли участие представители французской стороны, общественных ветеранских организаций, регионального правительства, местной администрации, краеведы, учащиеся школ Мценского района и местные жители.

      В феврале 2016 года работники культуры и образования, учащиеся Тельченской школы посетили аэродром Хатенки, близ г. Козельска. Именно с этого аэродрома прославленный командир Жан-Луи Тюлян совершил свой последний боевой вылет. Мы побывали в роще, где в годы войны маскировались наши самолёты и находились землянки, в которых жил личный состав подразделений, в том числе и командир «Нормандии» Жан Луи Тюлян, сфотографировались у памятника советско-французскому боевому братству, встретились с членами аэроклуба «Нормандия – Неман», который был создан в 2012 году.

       В 1956 г. Евгений Долматовский вместе с композитором Марком Фрадкиным написали песню «Воспоминание об эскадрилье «Нормандия-Неман»:

В небесах мы летали одних,

Мы теряли друзей боевых,

Ну а тем, кому выпало жить,

Надо помнить о них и дружить...

Е. Алехина, гл. библиограф районной библиотеки им. И.С. Тургенева

 

blind

Календарь

  • 2017 (145)
  • 2016 (259)
  • 2015 (108)
  • 2014 (82)
  • 2013 (113)
  • 2012 (41)
  • 2011 (50)
  • 2010 (3)
  • Полезные ссылки

    industrial-park
      

     

          
    prav-gov
        
    rbiea
      
    rbiea
      
     

    mrsk-1






    banner biznes navigator






    Присоединяйтесь

    Мы на Facebook   Мы Вконтакте   Мы в Twitter